Рэп-культура как зеркало российского общества. Oxxxymiron и Слава КПСС (ч.1)

Сегодня в условиях обострения противостояния совокупного Запада и России особенно остро встает вопрос о суверенной русской культуре. Экономические санкции будут вынуждать нас развивать собственную экономику. Но никакая экономика не может существовать в условиях зависимости современной культуры от Запада.

Достаточно распространенным, а потому важным для России явлением в культуре является русский рэп. Конечно, сам жанр имеет западные корни. Но есть в нем и российская специфика. Он имеет своих исполнителей в большинстве совершенно разных слоёв общества и поэтому хорошо его иллюстрирует. Рассматривая отдельных представителей этой сферы, мы можем увидеть достаточно крупные тренды, которые существуют в нашем обществе.

В этой статье мы будем рассматривать рэп как культурный феномен, через который можно что-то сказать о современном обществе. Ведь любая культура является отражением действительных процессов, происходящих в реальности. И через это отражение можно что-то понять про реальность. В этом и состоит наша цель. Поэтому художественную сторону рэпа мы оставим за скобками.

Отметим, несмотря на множество заверений, что рэп слушают только школьники — это не совсем так. На рэперов, о которых будет идти речь в статье — Оксимирона (Oxxxymiron, Мирон Федоров) и Славу КПСС (Вячеслав Машнов) — в официальных группах ВКонтакте подписаны около 1 млн пользователей. 88% — мужчины, и 22% — женщины. Наибольшая часть подписчиков — 65% — мужчины в возрасте от 18 до 35 лет. Подписчики в возрасте старше 23 лет составляют 53%. То есть их слушают далеко не только дети и подростки. Наоборот, они в меньшинстве.

Одним из самых ярких явлений в этой сфере является баттл-рэп. Сам по себе баттл-рэп – это достаточно узкое культурное явление. Однако стилистика построения текстов, присущая баттл-рэпу, распространилась далеко за границы именно этого жанра.

Ведь что означает, например, нашумевшая фраза «Я також забираю мову» из песни «Плыве кача» Акима Апачева, если не прием баттл-рэпа, который сам по себе есть, как выразился один из самых сильных баттл-рэперов России Слава КПСС, «территория пост-правды».

«Здесь не важно какой факт настоящий…  тут решает количество панчей», — говорил он в баттле с Оксимироном. Это специфический для жанра игровой момент. Апачев, конечно, не в состоянии забрать мову. Он не Пушкин, который создал тот русский язык, на котором мы сегодня говорим. Это лишь панч, яркость которого может обеспечить автору победу в воображаемом баттле с украинским соперником, но не может быть ничем серьезным и укорененным в реальности.

Эта победа баттл-рэпера оказывается очень призрачная, ведь человек, находящийся на территории пост-правды в любой момент, не теряя авторитета для слушателей, может заявить, что сказанное было лишь хорошим «панчем», лишь некой игрой. Например, рэпер Оксимирон баттлил американского рэпера Дизастера с позиции сильной имперской России, которая готова дать отпор американской бесчеловечной гегемонии. А когда началась спецоперация на Украине, то есть Россия проявила ту самую силу и имперскость – заявил, что он против войны и уехал из России.

Да, многие слушатели его за это невзлюбили, но это произошло именно потому, что он вышел с «территории пост-правды», сделав серьёзное заявление и подкрепив его поступком, тем самым покинув и условную территорию баттл-рэпа.  

В рэпе много и других примеров проникновения баттловой стилистики в иные жанры. Это очень хорошо видно по интервью Моргенштерна Юрию Дудю. Пока Моргенштерн находится на «территории пост-правды» и держится позиции, что всё в мире несерьёзно, что всё игра – и поэтому ему плевать на любые человеческие проблемы — он выглядит вполне на своём месте, но, когда Дудь выводит его с этой территории, и Моргенштерн пускается рассуждать серьёзно, то тут же попадает впросак и вынужден возвращаться назад.

Таким образом, мы видим, что это достаточно широкое явление, требующее более пристального взгляда. Скрывается ли что-то за этой игрой? И к чему может привести долгое пребывание на «территории пост-правды»?

Для того, чтобы с этим разобраться, обратимся к наиболее яркому противостоянию в баттл-рэпе — Оксимирона и Славы КПСС, кульминацией которого стал баттл этих двух рэперов 2017 года, выделяющийся не только своей популярностью, но и той реакцией, которую он породил в обществе. Баттл был отмечен в федеральных СМИ, получил множество отзывов медийных и государственных лиц.

Баттл обладал одной особенностью. В нем содержалась несвойственная для баттл-рэпа серьезность. Исполнители действительно сражались друг с другом. С неподдельной ненавистью. Именно то, что баттл вышел за свои рамки, очевидно, и стало причиной его популярности. И одновременно вскрыло, что стилистика баттл-рэпа что-то скрывает за собой кроме пост-правды.

«Вы все ждали выступление короля и шута, но я утверждаю, что как творец ты умер и не заслуживаешь славы культового рэп-певца. Я не признаю твои заслуги…», — так начал свою часть Слава, сразу обозначив, что он выходит за рамки несерьезности.

Один из ударов Славы был направлен на национальную идентичность Федорова: «Лондон! Лондон! Научи нас жить. Как без тебя обустроить Россию?». И тем самым как бы выразил отрицание самобытным русским рэпом западных веяний.

Однако заметим и то, что Оксимирон тоже часто адресовался к русской культуре, считал себя в детстве основателем русского хип-хопа, хотя и жил в Германии. Выставлял себя патриотом в упомянутом баттле с американским рэпером Дизастером (Dizaster). Но после начала СВО сбежал из страны. Такой вот у него патриотизм – с либеральным лицом.

И тем не менее мы утверждаем, что конфликт двух рэперов выявляет противостояние двух деструктивных для России ветвей, присутствующих в русском самосознании, которые мы и рассмотрим далее.

После поражения в баттле Оксимирон перестал писать треки практически на 5 лет. И вот, в ноябре 2021 года выходит очередной трек Оксимирона. Конечно же, он сразу вызвал за собой и отзыв его антагониста — Славы КПСС. И этим временно вернул в рэп-культуру главный конфликт, который, казалось, был завершен в ходе прошедшего баттла и который следует рассмотреть в этой статье более подробно.

Сразу после выхода трек «Кто убил Марка?» набрал миллионы просмотров и это при том, что до этого Оксимирон молчал около 5 лет. Удивительная популярность связана явно не только с популярностью самого автора. Но и с тем, что он уловил нечто в воздухе, что важно для слушателя. Оксимирон в клипе «вскрывает» свою психологическую травму, которая давно у него болела, рассказывая историю своего пути в рэпе. Рассмотрим коротко эту историю, предварив её биографией рэпера.

Рэпер Oxxxymiron

Родился Мирон Федоров 31 января 1985 года в Ленинграде. В 9 лет переехал в Германию, а в 15 — в Великобританию. Там он окончил Оксфорд по специальности «средневековая английская литература». Отметим, что писать рэп на русском языке он начал ещё в 13 лет.

В 2000-х годах у него и другого рэпера Шокка (Schokk), когда они начинали делать свой музыкальный лейбл Vagabund, разгорелся конфликт с «патриотическим» рэпером Ромой Жиганом. В ходе этого конфликта, последний с толпой друзей в масках и оружием ворвались в номер в отеле, где находились Шокк и Оксимирон, сняли унизительное видео, где бьют их по лицу. И этим видео потом шантажировали рэперов. При этом товарищи по лейблу повели себя по-разному. Шокк не принял условия Жигана, не извинился, и так как заранее уже планировал улететь в другую страну, избежал развития конфликта, а Оксимирон принял — на видео извинился перед Жиганом и продолжил в России свою карьеру, выполняя иногда требования Жигана, в т. ч. сниматься в фильме «BEEF», в котором он был главной звездой. Видео с тем, как его избивают, не вышло в сети. И вот, спустя 10 лет, Оксимирон сам публикует это видео в новом клипе.

При этом в тексте трека «Кто убил Марка?» Оксимирон подчеркивает, что публикация этого видео была камнем преткновения для него. Он пишет, что с детства переживал по поводу того, чтобы выглядеть хорошо и что после публикации видео его засмеют. Таким образом, публикацией видео Оксимирон утверждает, что справился не только с шантажом Жигана, но и вылечил свой психологический изъян.

В СМИ этот клип окрестили исповедью. Но это не исповедь в классическом понимании. Потому что в исповеди должна быть четкая моральная рамка, переходя за границы которой человек испытывает угрызения совести. И трагически осознавая выход за эту рамку — раскаивается в нём, рассказывая другому или Богу.

Оксимирон же раскаивается лишь в том, что был слаб, позволяя Жигану манипулировать собой. Таким образом, единственная рамка, в выходе за которую раскаивается автор — это рамка силы. Причем силы отдельной личности. В тексте он описывает только то, что был слаб и то, как он постепенно боролся со страхом за самого себя: «Я был жертвой, но только своей низкой самооценки». Отметим, что в качестве одного из элементов проявления мужества он отмечает собственный выход на согласованные митинги оппозиции. Конечно, у тех, кто хоть раз был на согласованных митингах в Москве, на которых был рэпер, это «мужество» может вызвать только улыбку.

В вышедшем в начале декабря 2021 года альбоме «Красота и уродство» Оксимирон продолжает тему проработки психологической травмы. Тексты треков изобилуют отсылками в проблемы психоанализа: «инициация сына в мир отца», всепоглощающее женское начало, тень, принятие своего тела, гиперкомпенсация и так далее. «Эмси из Лондона с проработанной детской травмой», — как сразу его окрестил Слава КПСС.

Все эти психологические проблемы явно очень близки современному человеку. Реальность всё более нестабильная, и человек чувствует себя очень неустойчиво. Неспособный изменить окружающий мир, человек ищет возможность исправить проблемы изнутри. Именно это, по всей видимости, и стало причиной такой популярности клипа «Кто убил Марка?» Оксимирона.

Однако, как и в самой такой постановке проблемы нет окончательного выхода – ведь нельзя подстроить себя под нечто непостоянное – так и в треках Оксимирона виден важный изъян из-за чего вся картина исповеди распадается. 

С одной стороны, Оксимирон пишет о том, что прощает всех, а с другой, – приукрашивает какие-то факты для себя и принижает тех, кто его окружал. То есть реальность ему не так важна, как снятие боли от произошедшего.

На это и указал ему в своем диссе (от англ. disrespect — т.е. трек, выражающий неуважение) Слава КПСС. Как и в баттле, где последний обвинял Оксимирона в фальшивости творчества, так и здесь главная претензия к содержанию – это ложность исповеди. «Я вижу лишь подлость и малодушие», — безжалостно заявляет Слава КПСС.

…ты хитрый лицемерный *** (лжец)
Выстроил всё так: что когда-то *** (лицом) в пол, и потом все косяки — это последствия

Таким образом, видно, как в творчестве Оксимирона выражается слабость современной психоаналитической модели человека. Оксимирон вроде и преодолел травму, но, как оказывается, он её просто сгладил в своём представлении, а до действительных её истоков не добрался. Это слабая и уязвимая позиция. Действительная исповедь, в которой бы Оксимирон честно и искренне взвалил всю ответственность на себя, была бы более мужественным поступком. В противовес этому психоаналитик лишь снимает Оксимирону боль, но не стремится изменить человека.

Именно из-за слабости подобной психоаналитической позиции так легко и побеждает его Слава КПСС. Пока в данной работе Слава КПСС выступал лишь как антагонист Оксимирона, но для того, чтобы понять что-то про современную реальность, надо обратиться и к его творчеству. На текущий момент он сильнейший баттл-рэпер страны, хотя давно и забросил баттл-рэп. Никто не готов с ним выходить «на ринг». Постараемся разобраться откуда взялась у Славы КПСС такая сильная позиция.

Продолжение:

Вторая часть статьи: Истоки и смысл творчества рэпера Славы КПСС

Третья часть статьи: Идеи русского рэпа. От психоанализа к ницшеанству

Четвертая часть статьи: Конфликт мировоззрений в русском рэпе. Иван Карамазов и Смердяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.