Истоки и смысл творчества рэпера Славы КПСС (ч.2)

Первая часть статьи: Рэп-культура как зеркало российского общества. Oxxxymiron и Слава КПСС

Первое, что нужно отметить – это то, что никакого отношения к правящей партии Советского Союза Слава КПСС не имеет. Об этом говорит хотя бы его подпись на изданной им совместно с друзьями книге «Логика антихайпа», в которой последние две «СС» написаны рунами «Зиг». То есть в одной этой подписи смешены «два различных полюса». И в этой экстремальной иронии, смешении несовместимого, и выражается отличительный стиль рэпера. Из-за него очень сложно понять, какой позиции придерживается сам исполнитель.

Слава КПСС, он же Вячеслав Машнов, родился 9 мая 1990 года в Хабаровске. Там он жил до 23 лет, а потом уехал в Санкт-Петербург на свои первые крупные рэп-баттлы.

За свою жизнь он написал более 1000 треков под разными псевдонимами: Слава КПСС, Гнойный, Соня Мармеладова, Бутер Бродский, Валентин Дядька и ещё несколько других.

Его раннее творчество очень ярко иллюстрирует тот порядок вещей, который установился по всей России с момента развала СССР. Это бедность, наркомания, преступность и, главное, полное отсутствие какой-либо позитивной идеологии. Всё это окружало поколение, взрослеющее в 90-е, 2000-е годы. Распавшиеся семьи, пьющие родители и, главное, – смерть, которая постоянно рядом. Смерть родных, друзей и знакомых из-за алкоголизма, наркомании, разгула преступности.

Это самый модный рэйп из самых тёмных Марианских впадин
Тут не к месту позитив рэпера Влади
Когда в овраге найден твой отец, но ты не плачешь

Это достаточно честный и мужественный взгляд на окружающий, весьма неприветливый мир. Да, это не привычный по гуманистической литературе трагизм. Слава КПСС вступает в полемику с этой реальностью на её поле, её языком.

Плохо, когда все песни про одну лишь травку
Вношу поправку: они про бессмысленность завтра
Так что *** [иди] под лавку, и там уж гавкай, гад
Кому-то Apple — годнота, кому-то Кафка — клад
У тысяч пацанов из хобби только наркота
И это горько так, но это правда, да

Отсюда и экстремальная ирония, которая, вероятно, только и помогает выживать в подобных условиях, сохраняя честность по отношению к себе и не сходя с ума. 

Если ты до сих пор жив
Значит ты порядочная дрянь
Если ездишь отдыхать
И копишь на ненужную *** [хлам]
Ты оставляешь вселенную умирать

В его песнях, как и в каждом из «детей 90х», неизбежно прорастает вопрос, что с этой реальностью делать и как в ней жить. Кто-то не выдерживает невыносимости отсутствия ответа на этот вопрос и заглушает ее наркотиками или суицидом. Другие закрывают на этот вопрос глаза и стараются просто «нормально жить». Третьи же, такие как Машнов, ищут какой-то ответ на этот вопрос.

Жива надежда, ещё тёплится вера
Я танцую со смертью зажигательную капоэйру

В своих треках (особенно ранних) он высмеивает все предлагаемые окружающими общественно-политическими силами ответы: неонацистов, либералов, левые силы, патриотов, церковь. Он со злой иронией пишет о России в целом и русском народе.

Родина Рашка, Россия
Я люблю тебя так сильно
Что наколю купола во всю спину
Но поссу мимо дырки в параше
Я настоящий русский пропащий
Но гимном встречу похмельное утро

Не раз Слава высказывался и о конфликте на Донбассе. В 2018 году сопротивлению ДНР и ЛНР он посвятил целый иронический альбом «Donbassborn», который карнавализирует конфликт. Но ранее он высказывался и с более определенной насмешкой:

Завтра, ты сможешь почти что бесплатно
Стать мёртвым российским солдатом
В бескрайних землях Донбасса
(И трезвый абсолютно, самое главное)

Жесткому осмеянию подвергаются любые отечественные силы, которые пытаются (или делают вид, что пытаются) что-то изменить в стране.

Рэпер Слава КПСС

В раннем творчестве Слава не ищет своего ответа на вызов времени. Накапливается лишь негатив и ирония к окружающему миру, который в итоге должен всё же во что-то вылиться. Однако примерно с 2016-2017 годов этот негатив начинает формировать законченную картину.

Планета крутится, но в привод пустая болванка
Вставлена creator’ом. Над миром разгадку украдкой
Подглядел на пире у Платона: «Мы лишь опечатка!»

Эта картина формируется вокруг представления о том, что проблема не в России, а вообще окружающий мир тотально зол и неисправим, а человек не более, чем обезьяна. Например, это видно в треке «Икар».

От Фалеса к Пармениду, от Дугина к Кургиняну
Мы строим лестницу в небо, но впустят ли обезьяну?

Главное здесь — это заявление о неисправимой животной сущности человека. Важно отметить, что Машнов понимает, где верх – где низ и простраивает лестницу именно от неофашиста Александра Дугина к гуманисту Сергею Кургиняну. Однако пройти по этой лестнице он намеренно отказывается. И если раньше Слава это объяснял продажностью последнего (см. трек «Black Stalin»), то теперь это уже выглядит как сущностный отказ от гуманизма.

Отсылок к неисправимости бытия и фундаментально неблагой природе человека в треках Славы после 2016 года достаточно много. Треки «ДОП», «Ацтеки», «Я хотел кота» в составе группы Ежемесячные, «Руди», «ВЕЛИКИЙ МОГОЛ», «Больше не» в его сольном творчестве.

Таким образом, на текущий момент можно констатировать, что если у Оксимирона попытки принять реальность оказываются неубедительными, то Слава КПСС и не стремится это сделать, поскольку мир неисправимо зол.

Левый анархист, дугинист, правый радикал
*** (Плевать) кто, этот мир я никогда не принимал

Однако есть и то, что объединяет казалось бы непримиримых врагов Федорова и Машнова. Это нежелание хоть что-то сделать для того, чтобы эту реальность исправить. Не только быть гражданином и «служа искусству» жить «для блага ближнего», как требовал от поэта Некрасов, но и стирать «случайные черты», как завещал Блок. Как мы видим, например, в случае с оценкой религии, с оценкой конфликта на Донбассе и в случае с безосновательным обвинением Кургиняна в продажности, случайные черты застилают истинную многоцветность реальности.

И в этом проблема современного искусства. Вся его честность заканчивается на том, чтобы максимально смачно продемонстрировать, насколько ужасен окружающий мир. Если же некие силы пытаются что-то противопоставить этой действительности, то они почему-то игнорируются. Яркий пример подобного творчества демонстрирует имеющая огромную популярность группа IC3PEAK, трек которой «Смерти больше нет» по сути говорит лишь о том, что кроме смерти-то ничего больше и нет.

Также в подобном творчестве игнорируется и весь исторический опыт выхода человечеством из подобных тупиков: возникновение христианства в момент загнивания Римской Империи, возникновение Просвещения, Великая Октябрьская Социалистическая революция в момент падения Российской империи.

Отсутствует также и желание взять на себя ответственность за то, чтобы остановить те смерти, про которые так часто говорится в ранних треках Славы КПСС. В своих ранних треках Машнов мужественно заявлял, что, несмотря на смерть вокруг, «ты не плачешь». Однако на текущий момент можно констатировать, что мужества хватило только на то, чтобы сдержать слёзы, но не на то, чтобы хоть как-то попытаться остановить продолжающиеся смерти.

И тогда получается, что возможен лишь один выход – воспеть смерть. Ведь если никак нельзя исправить бытие, то его нужно уничтожить.

Наиболее интересен в этом смысле первый сольный альбом Славы КПСС «Солнце мёртвых», в котором он пишет в стиле, который сам обозначил как «некрореализм». В альбоме Слава, если можно так выразиться, творчески исследует смерть. Он изобилует отсылками к российским декадантам начала 20 века – Леониду Андрееву, Ивану Шмелеву, к рокерам Егору Летову и Борису Гребенщикову, неоязычнику Евгению Лукину. Но наиболее подробно он отсылается к Юрию Мамлееву, одному из основателей Южинского кружка, развивавшего российский неофашистский оккультизм и традиционализм.

Очень характерно этот альбом Слава описал в своем интервью агентству «Медуза» (Иностранное СМИ, признанное иностранным агентом). Приведем отрывок из него:

— У вас альбом очень посконный получился, почвенный. Там много таких словечек — «горница», «соечка», «землица», «лукошко»…
— Ну да. Хотелось какой-то свой «Русский альбом» записать. Было такое настроение.
— Русское — значит невеселое, получается? Вы так эту землю ощущаете?
— Хрен его знает. Сложно ответить. Ну наверное. Все равно у нас люди, мне кажется, даже от Второй мировой еще не отошли. Мы живем на ощущении от этого всего, на ужасе, который испытали наши предки.
— Мертвые не дают покоя.
— И все переходит в красный смех.

Иван Шмелев

Отметим, что эта позиция о страхе, который поселился в советском человеке после Великой Отечественной войны, очень близка была неонацисту Егору Просвирнину. В своей статье «Тот бесконечный летний день…» Просвирнин предлагал называть 22 июня праздничным «Днем отмщения», когда в 1941 году «Белая Европа вернулась в Россию» в составе Вермахта и СС. «Они резали, сжигали заживо и хохотали», —  продолжает Просвирнин. И в итоге поселили страх в сердцах советских людей, из-за которого и распался СССР.

Схожесть позиций неофашиста Просвирнина и Машнова не удивительна. Ведь в ядре фашизма лежит гностическое представление о безблагости бытия, фундаментальном неравенстве людей, большинство которых это не более чем животные, и в наиболее радикальном представлении – необходимости уничтожения этого мира.

Да, в творчестве Славы КПСС просматривается именно русская традиция, берущая свои корни из декадентов Серебряного века, традиционалистов и неоязычников. Однако от этого не легче. Есть в русской традиции и достаточно темные ветви. Их мы постараемся обозначить в следующих статьях.


Продолжение:

Третья часть статьи: Идеи русского рэпа. От психоанализа к ницшеанству

Четвертая часть статьи: Конфликт мировоззрений в русском рэпе. Иван Карамазов и Смердяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.