Идеи русского рэпа. От психоанализа к ницшеанству (ч.3)

Первая часть статьи: Рэп-культура как зеркало российского общества. Oxxxymiron и Слава КПСС

Вторая часть статьи: Истоки и смысл творчества рэпера Славы КПСС

В мае 2020 года рэпер Слава КПСС столкнулся с психологическими проблемами. После расставания с девушкой он даже попал в психиатрическую больницу, где его «вернули к жизни». Как итог — он выпустил множество треков, в том числе альбом «Чудовище, погубившее мир», в которых явно прослеживается борьба с собой и с желанием покончить жизнь самоубийством:

Возможность убить себя освобождает, это замечал ещё старик Ницше
Но я отказываюсь умирать, как Борис Бритва
Каждый день — битва с отчаянием, это расплата за убитого Бога
Но я тот, кто больше храма и на волнах нового дня
Моя ветхая пирога перевернется вряд ли…

Выпустил Слава КПСС так же, как и Оксимирон, свой вариант «исповеди», где рассказывает про расставание с девушкой. В нем, как и большей части остального творчества рэпера, также переплетается ирония с искренностью.

Интересно, что у рассмотренных нами антагонистов — Оксимирона и Славы КПСС — многие темы совпадают. И главной среди них является тема психологической неустойчивости человека, живущего в современном обществе.

Особенно это видно в творчестве Оксимирона. В его треках раскрывается неустойчивый мир, оторванный от всех основ личности. Этой личности пытается помочь психоаналитик, «прорабатывая» травмы. И, тем не менее, и по треку-исповеди «Кто убил Марка?», и по остальным трекам нового альбома видно, что что-то не то. Где-то он не договаривает, где-то приукрашивает себя и выставляет своих бывших друзей в неприглядном виде.

И сохраняется отчетливое понимание того, что результат работы психоаналитика лишь пытается прикрыть разверзающуюся бездну. Личность метают из стороны в сторону бури происходящего вокруг. Оксимирон прямо пишет об этом в треке «Нон-фикшн»: «Где покой, за что цепляться, если все лгут?»«Нас всех закроют в стенке глаз: это ЦРУ Они следят за мною». Эта проблема сохраняется в его творчестве уже на протяжении многих лет. Например, его альбом «Горгород» является антиутопией, в которой изображена жизнь поэта в тоталитарном обществе.

Не удивительно, что Оксимирон поднимает тему психологической устойчивости личности. Ведь хоть он и родился в России, но по воспитанию и по мироощущению он плоть от плоти западной цивилизации, которая уже более двух веков как окончательно поставила во главу угла независимую личность. Эта личность появилась как итог модернизации общества, когда на смену традиционному устройству, где каждый человек принадлежал большому и плотно связанному миру религиозных и традиционных отношений, пришел человек-одиночка, не считающийся с Богом или законом предков.

Человек-одиночка оказался свободным пловцом в хаотическом море капиталистических отношений. При этом уже к концу 19 века этот человек начал осознавать, что «человек один не может ни черта» и постепенно задыхаться. И только идея, воплощенная в СССР, смогла дать миру новую жизнь. Мир поделился на две противостоящие друг другу модели жизни — сплоченную коллективизмом в СССР (естественно, не без своих проблем) и сплоченную борьбой с коммунистическим врагом в западном обществе.

В 21 веке проблема человека-одиночки всплыла с новой силой, усугубленная осознанием поражения модели общества, основанного на коллективистских отношениях. Именно такая оторванная личность и предстает перед нами в новом альбоме Оксимирона. Она цепляется за психоанализ, который должен помочь ей принять этот мир, однако реальность этого мира всё равно неизбежно окажется сильнее личности, потому что эта сколь угодно принимающая мир личность тем не менее смертна. И будучи оторванной от чего-то, находящегося за её пределами, обречена на страдание от ужаса пустоты, стоящей по ту сторону от порога смерти.

Оксимирон в своих треках пишет, что принял своё тело, простил всех, кто делал ему больно, в том числе отца. Полюбил мать, встретился со своей тенью, но всё это лишь заплатки на ткани, нити которой прогнили целиком уже более века назад. Потому что в основе его 10-летнего молчания в истории с Жиганом всё равно лежит лишь одно — страх за потерю этой одинокой личности, кроме которой по большому счёту-то у него больше ничего нет. То есть в пределе речь идет о страхе смерти.

Как мы уже видели выше, тема смерти у главного антагониста Оксимирона — Славы КПСС — занимает одно из важных мест в его творчестве. И в отличие от своего оппонента, Слава иначе относится к смерти и заигрывает с ней. Если проводить аналогию, то в отличие от Оксимирона, который в своей борьбе с самим собой опирается на психоанализ, Слава КПСС опирается на экзистенциальную философию и ницшеанство. Творчество для него — это фиксирование экзистенции.

«В последнем альбоме много мест, которые мне не нравятся, — говорил он в интервью 2017 года по поводу своего альбома «Солнце мёртвых», — но — сделал и сделал. Это же был некий момент; когда я это проживал, я писал именно так. Для меня это какие-то маячки, чтобы во времени не потеряться. Некую экзистенцию фиксируешь — и можешь всегда вернуться в это состояние. Возможно, оно будет калечным в чем-то, неудачным, но зато настоящим».

И в этом смысле понятно, почему основное направление его критики — это указание оппоненту на то, что он не настоящий, в том смысле, что он лжет себе и другим, только чтобы закрыться от себя настоящего и от невыносимости осознания беспомощности и бесполезности своего оторванного от любых основ существования в мире. Закрыться от того, что существование человека в этом мире абсурда, как это писал Камю, бессмысленно.

«Мир, где нет мне приюта — если могут оставить даже те, кому отдал последнее. На что надеяться? Умираешь всё же один», — пишет Слава КПСС в треке «Эпилог» по поводу расставания с девушкой. Заметим на полях, что единственное в человеческом мире, что всегда упорно противостояло смерти — это любовь (см, например, поэму Горького «Девушка и смерть»). Поэтому неудивительно, что расставание с девушкой оказалось столь болезненно для Славы.

Проблему бессмысленности существования в безлюбом мире, лишенном Бога (что, отмечу, не обязательно одно и то же) поставила во главу угла западная экзистенциальная философия и литература 20 века. Философы-экзистенциалисты исследуют проблему отсутствия смысла существования в новой реальности «смерти Бога». Особенное внимание уделяется именно отношению человека к неумолимости собственной смерти.

«Смерть для экзистенциальной философии должна была, согласно внутренней необходимости, занять в понимании человека центральное место в качестве того исключительного обстоятельства, которое обуславливает напряженность личного бытия в ее окончательной невыносимости», — пишет немецкий философ, исследователь экзистенциализма, Отто Больнов.

И понятно, почему именно вызов смерти является ключевым в философии экзистенциализма. Что может противопоставить одинокий, оторванный от чего-то большего, чем он сам, человек? Только принятие неизбежности смерти, принятие абсурдности бытия и как следствие существование в текущем моменте с полной отдачей себя этому моменту — существование в этой экзистенции. Это существование доступно только сверхчеловеку, как его понимал Ницше. Потому что единственный способ достичь этой экзистенции — это оставить человека наедине с самим собой с неоднозначным итогом.

«Человек плывет в Боге, не нуждаясь в доске, и единственное, к чему я стремлюсь, — выхватить у тебя эту доску, чтобы оставить один на один с самим собой, внушить тебе мужество и сознание, что ты плывешь… Людей нужно бросать посреди океана, выхватывая у них какую бы то ни было доску, чтобы они учились быть людьми и плавать», — писал Мигель де Унамуно.

Мигель де Унамуно

Отметим, что в этом предложении выбивать доску из-под плывущего человека умалчивается, что какая-то часть людей, которых таким образом «учат быть людьми», просто не выживут. Но вряд ли это может волновать тех, кто опирается в своём творчестве на ницшеанство.

Слава КПСС явно в своем творчестве склоняется к такому подходу. Он учится плавать именно описанным способом. Принять абсурд бытия, как это предлагал Камю, и искать смысл жизни в творчестве, как к этому приходит главный герой «Тошноты» Сартра – Антуан Рокантен.

«Неужели проиграет смерти мальчик, рождённый в праздник победы?», — восклицает Слава и бодро поет:

Так что вперёд, смерть подождёт
Пуля не возьмёт и выдержит лёд
Так что не дрейфь, мы — божие твари
Он не простит — простим его сами

Именно опора на творчество Ницше помогла ему в этой борьбе со стремлением к суициду. Он находит параллель между собой и известным немецким философом. В конце своего трека «Вечное возвращение» (одна из ключевых концепций Ницше), Слава вставляет в качестве аутро цитату доктора философских наук Валерия Петрова: «его [Ницше] учение о вечном возвращении явилось своеобразным ответом вот на этого рода переживания, в том числе и личного плана».

Таким образом, и в ситуации расставания с девушкой работает тот же принцип, что и в случае с отношением к смерти близких. Это принцип признания неблагости бытия, неблагости окружающих людей вместо того, чтобы постараться что-то изменить в окружающих людях или в устройстве общества в целом. Вполне возможно, что именно это представление о человеке и мире в котором он живет и стало причиной для расставания, ведь любовь возможна лишь там, где любимый человек может быть прощен и исправлен, там где человек готов пожертвовать жизнью ради изменения любимого человека и тех условий, в которых он живет.

Итак, подводя итог, можно выделить два взгляда на кризис отсутствия смысла жизни для современного общества, которые выражены в творчестве Оксимирона и Славы КПСС.

Если коротко их характеризовать, то это достаточно поверхностный и психологически неглубокий взгляд психоанализа личности, который лишь пытается затыкать дыры, распадающейся под воздействием становящейся всё более нестабильной реальности. И взгляд экзистенциальной философии, адресующий к Ницше и вопросу поклонения смерти и сверхчеловеку. Оба эти подхода не предлагают никаких альтернатив окружающей реальности.

Почему же они конфликтуют и что можно сказать об этом конфликте? И при чем тут русская традиция?

Продолжение:

Четвертая часть статьи: Конфликт мировоззрений в русском рэпе. Иван Карамазов и Смердяков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.